Рейтинг@Mail.ru
Участники молочного рынка опасаются сокращения потребления из-за роста цен - 18.09.2013, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Участники молочного рынка опасаются сокращения потребления из-за роста цен

Читать Прайм в
Дзен Telegram

 

МОСКВА, 18 сен - Прайм. Участники молочного рынка после нехарактерного для сезона "большого молока" увеличения отпускных цен на сырье (плюс 25% год-к-году) замерли в тревожном ожидании зимнего сезона, который традиционно влечет резкое уменьшение производства и, как следствие, неизбежный рост цен. Самым негативным сценарием, по их мнению, станет падение потребления молочных продуктов или административное вмешательство в рынок.

Из-за резкого роста цен на корма, топливо, удобрения, электроэнергию, коммунальные услуги производство молока стало убыточным, что привело к падению производства, утверждают в Национальном союзе производителей молока ("Союзмолоко").

К негативной рыночной конъюнктуре добавились задержки по государственным дотациям, а также невыполнение государством обещаний по выделению 15-летних кредитов на развитие. "По факту мы их не получали, а субсидии на литр молока нам выделяют по очень сложной системе, и приходят они несвоевременно", - заявил во вторник на пресс-конференции, посвященной кризису в отрасли, глава "Союзмолока" Андрей Даниленко.

Так, отпускная стоимость сырого молока в России в августе 2013 года увеличилась на 25% по сравнению с августом прошлого года и составила порядка 16-17 рублей за килограмм. При этом за январь-июль 2013 года поголовье коров в сельхозорганизациях сократилось на 1,7%, составив на начало августа 3,599 миллиарда голов. Объемы производства молока снизились на 5,7% - до 8,52 миллиона тонн.

"В этом году дефицит сырья обозначился в результате сокращения производства, а потребление по-прежнему растет на 6-8% в год. Эти кривые пошли в разные стороны, что породило высокие цены", - поясняет председатель совета директоров ОАО "Тульский молочный комбинат" Александр Ширинкин. Любые колебания нарушают баланс рынка, и в цепочке "поставщик - переработчик - торговля - потребитель" потребитель получает негатив, добавил он. По его мнению, производство сокращается из-за низкой инвестиционной привлекательности животноводства и необходимо менять тенденции.

УДЕРЖАТЬ СИТУАЦИЮ

Как отмечают в ГК Danone, опасение вызывает то, что подобная ситуация заставит россиян снизить потребление молочных продуктов, что приведет к концу дефицита, который в итоге вызовет падение цен на сырое молоко. "Рынок не может покрывать 100% себестоимости производства молока, высокие цены только за счет рынка не будут держаться долго - это неизбежно приводит к падению потребления. Полгода – это тот временной период, после которого рынок на высокие цены реагирует сокращением потребления", - поясняет директор по связям с общественностью и государственными органами ГК Danone Марина Балабанова.

"Все предпосылки для дальнейшего роста цен на сырье сохраняются", - отметил Даниленко. В 2008 году рост цен на сырое молоко на 50% привел к росту розничных цен на 32%, напомнил он.

Для снижения рыночных рисков переработчики переходят на систему долгосрочных контрактов. "Мы готовы заключать долгосрочные контракты, которые будут гарантировать стабильную цену в летний период, когда цена обычно падает, с тем условием, что она не взлетела в "оcенне-зимний" период дефицита", - сообщила Балабанова. Подобные колебания разрушают рынок.

Она отметила, что речь не идет о фиксации, заморозке цен. Как пояснил Даниленко, цена не будет опускаться ниже сложившегося рыночного уровня, а в договорах предполагается указание двух коридоров цен - "летнего" и "зимнего".

Пока же молочный холдинг продает "социальные продукты" себе в убыток. "У нас появилась целая категория продуктов, которую мы относим к "социальной", производить которую нам невыгодно – это пастеризованное молоко, составляющее 5% от нашего объема", - отмечает Балабанова.

Тогда как у крупных переработчиков, как Danone, есть возможность пережить кризис за счет своего диверсифицированного портфеля, который позволяет зарабатывать на других продуктах, совсем критична ситуация у региональных компаний, которые в своем ассортименте имеют продукцию, чувствительную к ценам на сырое молоко. "Региональщики бьются головой об стену, потому что на обычном молоке заработать сейчас сложно", - резко высказался председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) и президент розничной сети "Дикси" Илья Якубсон.

Как сообщил Якубсон, ассоциация принимает усилия по сглаживанию скачков цен. "Мы наблюдаем опережающий рост закупочных цен - рост закупочных цен превышает рост цен в рознице на 2-6%", - заявил он. Между тем в розничных сетях от 15% до 20% ассортимента приходится на молочную продукцию. Уменьшая наценку на одни социально значимые товары, ритейлеры отыгрываются на других. "Чудес на свете не бывает - составляющую дотирования на себя берет другая группа. Не можем заработать на молоке, значит на чем-то другом заработаем", - пояснил Якубсон.

По его словам, основными рисками сейчас являются падение потребления, а также попытка административного регулирования цен.

РЕКОРДНЫЕ ЦЕНЫ, НО ИНВЕСТОРЫ РАЗБЕГАЮТСЯ

"Несмотря на те дополнительные прибыли, которые получают сейчас производители молока, аграрии не принимают решения инвестировать средства в увеличение производства, потому что не чувствуют уверенности и стабильности ситуации", - отмечает Балабанова. Роль государства очень важна, шаги, которые может предпринять правительство, могут стабилизировать рынок, полагает она.

Еще в мае "Союзмолоко" прогнозировало дефицит молока и всплеск цен на продукцию, из-за того что производители, оказавшись без стимулов к развитию, снижают объемы производства на фоне удорожания кормов и недостаточного объема господдержки.

Для перелома негативного тренда, по словам Даниленко, необходимо максимально упростить систему получения дотаций на литр товарного молока, выплатить задолженности по субсидиям, субсидировать инвестиционные кредиты сроком на 15 лет, снять барьеры на ввоз племенного скота из Европы, а также на уровне государства стимулировать потребление молока и молочной продукции и бороться с фальсификатом. "Все, о чем я говорю, не требует дополнительных денег - это просто выполнение того, что уже заложено в госпрограмме", - отмечает Даниленко.

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала