Рейтинг@Mail.ru
Счетная палата провела мониторинг использования мер государственной поддержки, направленных на создание и функционирование ОЭЗ - 14.06.2013, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%АналитикаЭкономика

Счетная палата провела мониторинг использования мер государственной поддержки, направленных на создание и функционирование ОЭЗ

Счетная палата подвела итог финансирования строительства объектов саммита АТЭС
Счетная палата подвела итог финансирования строительства объектов саммита АТЭС
Читать Прайм в
Дзен Telegram

В минувшую пятницу Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг использования мер государственной поддержки, направленных на создание и функционирование особых экономических зон, в том числе с целью перевода российской экономики на инновационный путь развития». С сообщением выступил аудитор Алексей Кузьмицкий.

На Коллегии отмечалось, что с целью повышения привлекательности зон для резидентов, упрощения условий деятельности, повышения социально-экономической эффективности создания зон в Федеральный закон 116-ФЗ закон внесены существенные изменения, вступившие в силу с 1 января 2012 года. Предусмотрено снижение налоговой нагрузки для резидентов.

По состоянию на 1 января 2013 года на территории Российской Федерации создано 27 ОЭЗ четырех типов, общая площадь которых составила 18 785 га. Из них не используется 12 916 га, или 68,7% общей площади.

В период с 2006 по 2012 годы общий объем государственных средств, направленных на создание и развитие ОЭЗ, составил 127,1 млрд. рублей, из которых 83,2 млрд. рублей - средства федерального бюджета, 43,9 млрд. рублей - бюджетов субъектов Российской Федерации.

Только 92 млрд. рублей, или 73% выделенных средств, направлено на строительство инфраструктуры. Из них 93 млн. рублей - неэффективные расходы на развитие ОЭЗ в Краснодарском крае и Калининградской области, деятельность которых досрочно прекращена.

Введено в эксплуатацию 156 объектов из запланированных 222. При этом темпы строительства в 2012 году серьезно замедлились, план строительства выполнен всего на 15 процентов.

По состоянию на 1 января 2013 года объем неиспользованных государственных средств составил 34,9 млрд. рублей, или 37,0 % от общего объема, и уменьшился на 0,4 млрд. рублей по сравнению с уровнем 2011 года. При этом объем незаконтрактованных средств составил 22,5 млрд. рублей, увеличившись за год на 0,5 млрд. рублей.

На цели, не связанные со строительством инфраструктуры ОЭЗ, было отвлечено 5,5 млрд. рублей, а именно на финансовые вложения в уставные капиталы дочерних акционерных обществ, не выполняющих функции управляющих компаний ОЭЗ, предоставление займов дочерним акционерным обществам, приобретение банковских векселей, покрытие убытков управляющих компаний, что не соответствует нормам Федерального закона № 116-ФЗ.

Отмечен рост объемов денежных средств, размещенных на депозитах в коммерческих банках. Если к началу 2012 года на депозитах было 34,2 млрд. рублей, то к концу года уже 43,4 млрд. рублей. В период 2006 - 2012 годов процентный доход от размещения денежных средств составил 10,8 млрд. рублей, при этом почти 50 % указанной суммы получено за последние два года.

Объемы затрат по содержанию имущества растут ежегодно, за 2012 год рост составил 9 процентов. Указанные расходы вдвое превысили доходы от использования имущества.

В федеральном бюджете на 2013 предусмотрены субсидии управляющим компаниям на возмещение затрат в объеме 362,6 млн. рублей, порядок их расходования разрабатывается, и такой подход обеспечит прозрачность и обоснованность расходов.

При убыточности основной деятельности управляющих компаний рост расходов на оплату труда за год составил 15 процентов, при том, что в ряде случаев заработная плата сотрудников управляющих компаний значительно превышает среднюю по региону.

По-прежнему не рассматривается в качестве источника дополнительного финансирования строительства инфраструктуры ОЭЗ нераспределенная прибыль и возмещенный НДС. Указанные средства не учитываются при планировании бюджетных расходов на вклад в уставный капитал управляющей компании.

Коллегией отмечено, что вопрос о дальнейшем бюджетном финансировании строительства необходимо рассматривать после освоения выделенных средств.

На территориях ОЭЗ всех типов с начала их создания зарегистрировано 323 резидента, из них 55 (17 %) - компании с участием иностранного капитала.

Объем вложенных инвестиций около 70 млрд. рублей, или 18 % заявленного объема (по итогам 2011 года - 14 %). Экономическая эффективность функционирования ОЭЗ составила 0,75 рубля на 1 рубль вложенных государственных средств. По итогам 2011 года она составляла 0,68 рубля на 1 рубль вложенных государственных средств.

Резидентами ОЭЗ на территориях ОЭЗ всех типов создано 8 075 рабочих мест, 30 процентов из них в 2012 году.

Практически не работают ОЭЗ в Хабаровском и Приморском краях. До настоящего времени в них не зарегистрировано ни одного резидента. На создание потрачено 60,5 млн. рублей. С целью минимизации риска неэффективного использования средств федерального бюджета целесообразно рассмотреть вопрос о дальнейшем функционировании и развитии указанных ОЭЗ.

Коллегией принято решение о направлении информационных писем Президенту Российской Федерации, в Минэкономразвития России, а также отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Контрольное управление Президента Российской Федерации.

Департамент информации
Счетной палаты Российской Федерации

14 июня 2013 года

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала