Рейтинг@Mail.ru
Грузовики не пройдут: возможность ездить по дорогам, свободным от большегрузов, обойдется москвичам "в копеечку" - 01.01.2013, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

Грузовики не пройдут: возможность ездить по дорогам, свободным от большегрузов, обойдется москвичам "в копеечку"

Читать Прайм в
Дзен Telegram

Сторонники такой меры обвиняли грузовики /с прицепами и без/ в том, что они портят дорожное покрытие и усугубляют ситуацию с пробками, заполоняя собой и без того забитые дороги. Действительно, количество грузового транспорта на московских дорогах резко выросло по сравнением с началом 90-х годов прошлого века. Москва – центр бизнеса и торговли, и каждый старается привезти свой товар именно сюда. Хорошо, если этот товар – ювелирные изделия или элитная косметика. А если мешки с картошкой, луком и морковью? Уровень потребления в столице растет, и второе нужно москвичам не меньше, чем первое. А может быть и больше. Вот и стремятся в Москву фуры с овощами-фруктами, импортной и российской мебелью, стройматериалами и другими товарами повседневного спроса. Конечно, грузовиками недовольны прежде всего водители легковушек. Ехать за грузовиком в пробке со скоростью 20 километров в час без возможности перестроиться – занятие для людей с крепкими нервами. Да и последствия от столкновения, скажем, с МАЗом, могут быть весьма катастрофичными. Хотя, любая авария непредсказуема….

Как бы то ни было, количество тяжеловозов в городе вскоре может резко поубавиться. В конце прошлой недели столичный мэр Юрий Лужков подписал распоряжение, в котором фактически узаконено взимание платы за перевозки высокотоннажных грузов по улицам города. Плата будет взиматься с владельцев или пользователей транспорта, перевозящего такие грузы. По словам чиновников столичной мэрии, это будет сделано для компенсации ущерба, который наносят тяжелые машины дорогам и экологии города. В течение двух месяцев ответственные структуры разработают технико-экономическое обоснование взимания такой платы. Правда, пока непонятно, как и в каком объеме "крупнотоннажникам" придется платить за пользование столичными автострадами и порчу воздуха. Тарифы в мэрии обещают согласовать во втором полугодии текущего года. Очевидно, они будут рассчитываться, исходя из размеров автомобиля. Как, например, плата за парковку или помывку – чем больше, тем дороже. Полученные деньги планируется направить на ремонт дорожного полотна.

Подобную плату власти хотели ввести еще несколько лет назад. Тогда говорили о возможности продажи специальных пропусков для проезда грузовиков в центр города, но эта инициатива не прошла. Слишком многие представители крупного бизнеса заинтересованы в том, чтобы товар беспрепятственно попадал на торговые точки. Поэтому ограничились лишь запретом на въезд для автомобилей массой более 7 тонн. С февраля 2006 года этим грузовикам разрешили курсировать в центре только в ночное время. Сейчас для крупнотоннажных грузовиков действуют пропуска на въезд в пределы малого кольца Московской железной дороги /МК МЖД/. Бесплатно такие пропуска выдаются тем автомобилям, которые выполняют важные городские задачи. Остальные должны ездить по дорогам столицы ночью, довозя до торговых точек все необходимое. Кроме того, в прошлом году введен запрет на въезд грузовых машин грузоподъемностью более тонны в пределы столичного третьего транспортного кольца.

В мэрии заверяют, что нововведение ударит лишь по "сверхтяжелым" машинам, каковых в Москве не очень много. Впрочем, уже через месяц после введения в Москве ограничений для грузовиков и "Газелей", их владельцы научились решать проблему въезда в центр напрямую с сотрудниками ГИБДД. За 50-100 руб они получают возможность ехать куда угодно без хлопотного оформления официального пропуска. Но если сейчас автовладелец с пропуском может въезжать в центр сколько угодно раз, то после внедрения новой системы раскошеливаться, скорее всего, придется за каждое "пересечение границы".

А это означает, что расходы транспортных компаний увеличатся в два, а то и более раз. Ведь во многие магазины товар надо подвозить ежедневно, и это может стать серьезным бременем для их владельцев. И для простых покупателей. Ведь для того, чтобы заплатить транспортникам, продавцы вынуждены будут поднимать цены на свой товар. При этом в проигрыше будут те, кто торгует товарами народного потребления – прежде всего, продуктами, считают эксперты. Ведь если новую коллекцию в бутик элитной одежды надо подвозить максимум два раза в год /и то не на многотонном грузовике/, то поставки молока, хлеба, овощей осуществляются практически ежедневно. Такие торговые точки либо окажутся в убытке, либо "заломят" цену за свой товар до непомерных величин. И если сейчас купить в центре Москвы мясо, молоко, крупу и другие продукты повседневной необходимости непросто, но возможно, то после введения новых тарифов все изменится.

Конечно, это не коснется крупных ритейлеров. Они обычно подписывают с производителями долгосрочные контракты на поставку с фиксированными закупочными ценами. Поэтому платить за проезд большегрузов по городу придется самому производителю. Это означает ущерб для развивающейся российской промышленности /ведь большинство продуктов у нас все-таки отечественные/ и подорожание товара для покупателей. Кроме того, считают эксперты, непонятно, почему надо платить за ущерб, который транспортное средство еще реально не причинило. Да и с аварийностью не все так однозначно. Ведь анекдот о том, что для въезжающего на перекресток КАМАЗа существует лишь одно правило дорожного движения – убедиться в том, что на тот же перекресток одновременно не въезжает другой КАМАЗ, а после этого ехать дальше – не более чем анекдот. Как правило, крупные транспортные компании берут на работу профессиональных водителей с большим опытом и стажем – кому охота рисковать грузом, дорогим автомобилем, да еще в случае чего оплачивать ремонт и лечение жертвам аварии? Этого же нельзя сказать о водителях легковушек. Купив права за деньги, многие тут же начинают считать, что уже умеют все, и с легкостью садятся за руль. Такие участники дорожного движения как раз и провоцируют пробки, да и виноваты в авариях, как правило, они же.

Юристы же полагают, инициатива Ю.Лужкова противоречит действующему законодательству. По их мнению, она создаст ситуацию двойного налогообложения. Ведь владельцы большегрузов уже платят транспортный налог, который идет на строительство новых и восстановление существующих дорог, считает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. Впрочем, в свое время в Минтрансе предлагали ввести с 2007 года компенсационные сборы для всего грузового транспорта свыше 6 тонн за движение по федеральным автодорогам. Вполне возможно, что никакого противоречия не случится, и Москва подстроится под общероссийский стандарт. Или этот стандарт – под московские мерки.

Автолюбители же считают, что узаконение "сборов на грузовики" увеличит коррупцию среди сотрудников ГИБДД. Ведь после введения пропусков для грузовых автомобилей многие столкнулись с тем, что это стоит немало времени и нервов. Поэтому уже появился целый "бизнес" – за сумму от 150 до 300 долл "нужные люди" сделают "нужный пропуск" буквально за пару дней. А уж если очень нужно, можно заплатить 500-1000 рублей гаишнику и спокойно разгрузиться в запретной зоне, рассказывают в транспортных фирмах. Конечно, огромный КАМАЗ к Кремлю никто не пропустит. Но владельцы тех же "газелей" и "Бычков" - обычно мелкие компании – скорее предпочтут дать взятку, нежели платить по-честному. Особенно если тарифы будут "как в Европе". В Германии, например, плата в размере 12 евроцентов за километр взимается с водителей грузовых автомобилей с полной массой свыше 12 тонн. В день такой грузовик может наездить до 100 и более километров – существенно для небольшой фирмы по грузоперевозкам. Затраты транспортников, в свою очередь, ударят по покупателям – так что нам остается лишь в очередной раз пересчитать содержимое кошельков. И понадеяться, что новый тариф не обойдется нам слишком дорого.

Все статьи на эту тему

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала