Рейтинг@Mail.ru
Механизм защиты рисков в клиринге РФ приблизится к мировому стандарту - 16.06.2015, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Микрофон для интервьюИнтервью

Механизм защиты рисков в клиринге РФ приблизится к мировому стандарту

© Фото : Пресс-служба "НКЦ"Председатель правления Национального клирингового центра Алексей Хавин
Председатель правления Национального клирингового центра Алексей Хавин
Читать Прайм в
Дзен Telegram

МОСКВА, 10 июн - ПРАЙМ. Московская биржа приступила к разработке новой многоступенчатой структуры защиты и компенсации убытков в случае экстраординарных дефолтов. Она подразумевает использование лимита ответственности центрального контрагента (ЦК), что позволит Банку НКЦ сохранить достаточность капитала даже в экстремальных стрессовых условиях, а участникам рынка обеспечить непрерывность биржевых торгов.

Председатель правления Банка НКЦ Алексей Хавин в интервью агентству ПРАЙМ рассказал о преимуществах новой системы распределения убытков и планируемых изменениях.

- Алексей Сергеевич, расскажите, пожалуйста, как работает система распределения убытков в случае дефолта одного из участников рынка в настоящее время и какие изменения планируются?

- В настоящее время источниками покрытия убытков при дефолте участника являются, в первую очередь, его собственное индивидуальное клиринговое обеспечение, направляемое центральному контрагенту при совершении сделок на рынке, а также взнос этого участника в гарантийный фонд. Если данных средств не хватает, то используется сначала выделенный капитал Банка НКЦ, затем взносы в гарантийные фонды добросовестных участников, а в случае необходимости - весь остальной капитал Банка НКЦ (на 1 мая 2015 года он составлял 46,2 миллиарда рублей). 

Необходимо отметить, что такая структура защиты действует сейчас на валютно-денежном и фондовом рынках. На срочном рынке, а также на рынке ОТС-деривативов, как более рискованных сегментах биржевого рынка, с самого начала их функционирования существует лимит ответственности клиринговой организации (Банка НКЦ), когда потенциальный размер убытков, которые Банк берет на себя, ограничивается определенной фиксированной суммой. В том случае, если все вышеперечисленные средства использованы, для покрытия оставшейся части потерь НКЦ имеет право задействовать механизм распределения убытков между добросовестными участниками клиринга. 

- Какие изменения будут при новом механизме? 

- Основной новацией является появление лимита ответственности центрального контрагента для участников фондового и валютно-денежного рынков, то есть будет применяться такой же подход, который существует и всегда существовал на срочном рынке. Лимит ответственности будет складываться из выделенного капитала (в международной практике называется skin in the game) и дополнительного капитала, который ограничен необходимостью поддерживать минимальный уровень регулятивного капитала Банка НКЦ (норматив достаточности капитала на уровне не ниже 10%) для продолжения его деятельности в качестве центрального контрагента, а также обеспечения непрерывности биржевых торгов. При этом, как и сейчас, первыми уровнями покрытия убытков являются индивидуальное обеспечение и взносы в гарантийные фонды дефолтера. В случае экстремально негативной ситуации на рынках, когда все предыдущие элементы структуры защиты исчерпаны, может быть запущен механизм распределения убытков между добросовестными участниками клиринга. 

- Какова вероятность использования механизма распределения убытков среди добросовестных участников?

- Банк НКЦ оперирует уровнем доверительной вероятности выше 99,9%, что позволяет минимизировать вероятность использования механизма распределения убытков, поэтому речь идет скорее о гипотетическом случае нехватки покрытия в виде индивидуальных и коллективных взносов участников и выделенного капитала Банка НКЦ.

- Каковы будут размеры выделенного и дополнительного капиталов Банка НКЦ?

- Сейчас говорить о конкретных цифрах несколько преждевременно. В международной практике объем выделенного капитала не может быть меньше 25% минимального регулятивного капитала центрального контрагента. Полагаю, что такой же подход будет заложен и в российской регуляции. То есть по мере роста объемов бизнеса и повышения объемов торгов размер выделенного капитала будет также увеличиваться. Что касается объема дополнительного капитала, то эта величина нигде изначально фиксироваться не будет. Полагаю, что вопрос о его выделении будет решаться в случае реализации действительно экстремально негативного сценария с учетом многих факторов, в том числе специфики рынка, на котором произошел дефолт, текущей потребности в регулятивном капитале Банка НКЦ на момент этого события и иных факторов. 

- Есть ли у вас статистика - какие механизмы компенсации убытков применялись ранее при дефолте участников рынка?

- При возникновении дефолтов на российском рынке убытки участников урегулировались только за счет использования обеспечения недобросовестного участника без вовлечения средств гарантийных фондов или капитала Банка НКЦ. Если обратиться к примерам из международной практики, то даже в случае с масштабным банкротством инвестиционного банка Lehman Brothers центральные контрагенты нескольких стран задействовали только первые два элемента защиты: индивидуальное клиринговое обеспечение дефолтера и его взнос в коллективные фонды. Таким образом, действующая в Банке НКЦ система управления рисками, а также планируемая единая система защиты призваны минимизировать вероятность задействования механизма распределения убытков между добросовестными участниками клиринга.

- Каковы преимущества новой системы распределения убытков?

- Введение лимита ответственности центрального контрагента, а также единой структуры защиты ЦК на всех сегментах биржевой торговли позволят Банку НКЦ сохранить минимальную достаточность собственного капитала для выполнения функций центрального контрагента даже в экстремальных стрессовых условиях, а участникам рынка предоставят гарантию непрерывности биржевых торгов. Предлагаемые изменения призваны повысить общую стабильность и надежность российской финансовой системы, а также обеспечить защиту участников от системного риска.

- Почему именно сейчас назрела необходимость изменений существующей системы распределения убытков?

- Новый механизм защиты рисков центрального контрагента разрабатывается по инициативе Банка России и соответствует требованиям международной регуляции CPMI-IOSCO (Committee on Payment and Market Infrastructures – The International Organization ofSecurities Commissions), а также европейской – EMIR (European Market InfrastructureRegulation). Основные международные центральные контрагенты уже привели свою деятельность в данной области в соответствие с требованиями международных и национальных регуляторов. Поскольку Банк НКЦ намерен соответствовать требованиям европейского рыночного регулятора ESMA (European Securities and Markets Authority) и планирует в обозримой перспективе получить от него квалификационный статус, внедрение данной структуры защиты является одним из важнейших условий для реализации поставленных задач.

- Какова может быть реакция участников на ваши нововведения?

- Новая структура уровней защиты с ограничением ответственности ЦК является более привычной для иностранных участников рынка, так как соответствует международным стандартам. Для всех участников важна прозрачность действий центрального контрагента, а также его способность оказывать сервисы во всех ситуациях, включая экстремальные. С внедрением новой структуры уровней защиты предсказуемость и прозрачность Банка НКЦ, безусловно, повышаются. 

И, конечно, все заинтересованы в дальнейшем развитии российского финансового рынка, в повышении его ликвидности, в том числе за счет роста операций нерезидентов, для чего необходимо получение Банком НКЦ уже упомянутой квалификации от ESMA.

- Когда планируется внедрить новую структуру? Будете ли вы обсуждать ее с участниками рынка?

- Реализация новой структуры уровней защиты запланирована на текущий год. Мы уже начали обсуждать с участниками рынка новую структуру распределения убытков, в частности, она была в мае представлена на заседании комитета по фондовому рынку Московской биржи.

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Подробнее
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала