Продукты прайм
  • ПРАЙМ-Бизнес
    Главная новостная лента агентства ПРАЙМ. Все значимые экономические новости в режиме реального времени.
  • Отраслевые ленты
    Специализированные ленты новостей по золотодобывающей отрасли, металлургии, транспорту и сельскому хозяйству.
  • Бюллетени
    Периодические издания о страховом рынке, металлах, платежных картах и не только.
  • Издания Банка России
    Агентство ПРАЙМ является издателем и распространителем «Вестника Банка России» и «Статистического бюллетеня Банка России».
  • Ленты DowJones
    Круглосуточные переводные ленты новостей по международному валютному, фондовому и товарно-сырьевому рынкам.
  • PRIME IN ENGLISH
    Новостные ленты, периодические издания и бюллетени для англоязычных пользователей.
  • Подписка
    Подписка на информационные продукты и услуги агентства ПРАЙМ.
  • ПРАЙМ Золото
    Информационно-аналитический интернет-ресурс для профессионалов золотодобывающей отрасли.
  • Размещение рекламы
    Широкие возможности по размещению рекламы на ресурсах агентства ПРАЙМ.
  • Доступ к PR Newswire
    Публикация пресс-релизов через крупнейшую международную сеть PR Newswire.
  • Интернет-магазин
    В интернет-магазине ПРАЙМ можно подписаться на новостные потоки и получить доступ к котировальной информации.
  • Справки Creditreform
    Проверка надежности зарубежных бизнес-партнеров.

Метро Токио: переход от частного к общему или один город - два метрополитена


Индустрия / Транспорт

ТОКИО, 31 мая - РИА Новости, Ксения Нака. Токийское метро - это две подземных дороги с разными схемами проезда, разной формой управления, разными управляющими компаниями, разными тарифами и разной историей. Одна из них - акционерная. Другая - муниципальная.

ЧАСТНОЕ - НАЦИОНАЛИЗИРОВАННОЕ - ПРИВАТИЗИРОВАННОЕ

Токийское метро, та его часть, которая носит официальное название "Токийская подземная железная дорога" или "Токио Метро", начало свое существование как частная компания, запустившая первые поезда по линии Гиндза в 1927 году на отрезке между станциями Асакуса и Уэно. Линия стала первым метро в Азии и Океании. Для Японии, набиравшей обороты как молодая азиатская империя, это стало еще одним поводом для самоутверждения.

В 1941 году во время войны компания была национализирована, так как метро было признано стратегически важным объектом и приобретало не только транспортное, но и оборонное значение. Государственное управление "Токийской подземной железной дорогой"-"Токио Метро" официально завершилось в 2004 году, когда госкомпания была национализирована и превращена в акционерное общество. Сейчас, пока компания не выставила свои акции в свободную продажу на бирже, ее главными акционерами являются государство в лице министерства финансов (53,4%) и Токийская мэрия (46,1%).

В "Токио Метро" входит 9 линий общей протяженностью 195 километров. Управляющая компания - это фактически группа из 11 компаний, каждая из которых специализируется на своей отрасли: розничной торговле, техническом обслуживании подвижного состава, уборке станций, рекламе и других.

Ежедневно "Токио Метро" принимает более 6 миллионов пассажиров. Ежегодный оборот составляет 346 миллиардов иен (около 3,46 миллиардов долларов), а текущая прибыль - 68,4 миллиарда иен (около 684 миллионов долларов). Компания рассчитывает в ближайшие годы выйти на Токийскую биржу, где ее акции перейдут из рук государства и мэрии в частное владение. До этого времени эмиссия акций, назначение высшего руководства, утверждение планов управления и финансовых отчетов могут проходить только с ведома минфина и министерства транспорта.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ МЕТРО

Вторая сеть метро японской столицы - "Муниципальные Токийские подземные дороги" - это четыре линии общей протяженностью 109 километров. Первые поезда пошли по линии Асакуса в 1960 году. Решение об участии городского транспортного отдела в строительстве и управлении подземной железной дорогой было принято муниципалитетом в 1958 году. В то время метро, по замыслу городских властей, должно было заменить сеть муниципальных трамваев. До 2006 года муниципальное метро, которое являлось частью транспортного управления городской мэрии, было убыточным предприятием. Так называемые накопленные долги составляют более 443 миллиардов иен. В последние годы "Муниципальные Токийские подземные дороги" сумели выйти на самоокупаемость: объем пассажироперевозки в денежном исчислении составляет 125 миллиардов иен в год (1,25 миллиарда долларов), текущая прибыль - 14 миллиардов иен (около 140 миллионов долларов) в 2008 году, 6,83 миллиарда иен (68 миллионов долларов) - в 2011 году. Ежедневно мунициальное метро перевозит 2,23 миллиона человек.

ВМЕСТЕ ИЛИ ПОРОЗНЬ?

Сеть линий метро в Токио прочно вписана во всю систему транспорта города, включая пересечения и пересадки на разветвленную сеть наземной железной дороги и автобусную. Однако сосуществование двух метрополитенов иногда приводит к неудобствам для пассажиров. Так, из-за разницы в тарифах (муниципальное метро дороже частного) и внутреннего устройства станций, чтобы перейти с одной платформы на другую, пассажир иногда вынужден подниматься на улицу, а затем вновь спускаться под землю и заново оплачивать билет.

Неудобство пассажиров стало одним из главных аргументов для Токийского муниципалитета, который стремится взять под свой контроль приватизированные линии "Токио Метро". Задача объединения метрополитена под единым руководством, что фактически означает его повторную национализацию, стала одним из главных лозунгов мэра Токио Наоки Иносэ.

Однако, по мнению экспертов, помимо очевидных преимуществ этого плана существуют и неразрешимые пока противоречия.

Одно из них - разница в тарифах. Муниципальное метро дороже при входе на 10 иен, на самом длинном 28-километровом перегоне разница составляет около 1 доллара. Как считает один из видных экспертов в области транспортного законодательства, член комитета по безопасности транспорта Юкио Кусуки, в случае объединения двух метро и уравнивания тарифов муниципалитет не сможет удержать рентабельность всей системы. Кроме того, по мнению эксперта, незначительные неудобства пассажиров кажутся надуманными по сравнению с проблемой долгов муниципального метро, бремя которых в случае слияния ляжет на коммерчески успешную сеть акционерного "ТокиоМетро" и снизит его привлекательность для потенциальных инвесторов. 

ПРАВИЛА ЦИТИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ