Рейтинг@Mail.ru
Требуем хорошего отношения и ждем сокращения убытков - 27.05.2013, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Микрофон для интервьюИнтервью

Требуем хорошего отношения и ждем сокращения убытков

Читать Прайм в
Дзен Telegram

В самый амбициозный зарубежный проект АФК «Система» Владимира Евтушенкова по выходу на рынок сотовой связи Индии уже вложено корпорацией 2,8 миллиарда долларов и потребуется еще около 1 миллиарда долларов прежде, чем он выйдет на самоокупаемость. Вернув лицензии, потерянные во время коррупционного скандала в прошлом году, MTS India отказалась от паниндийской стратегии и сконцентрировалась на услугах передачи данных в девяти самых прибыльных регионах. Об ожиданиях российских акционеров и индийских абонентов в интервью агентству «Прайм» рассказал генеральный директор компании Всеволод Розанов, возглавивший экспансию АФК «Система» на один из самых конкурентных рынков в 2008 году.

- Всеволод, вы ожидали, что коррупционный скандал в правительстве Индии в прошлом году мог обернуться отзывом лицензий у сотовых операторов?


- Абсолютной неожиданностью решение Верховного суда не стало, но то, что оно будет настолько жестким, стало понятно всего за полторы-две недели. За ним в Индии последовал полный пересмотр правил использования частот и ценообразования на них. В диалоге с индийскими властями АФК «Система» и MTS India постоянного говорили о том, что готовы продолжать работать в стране, но мы требуем к себе отношения, соответствующего уровню инвестиций, которые мы делаем.

- Участники рынка называли абсолютно неоправданной плату за частоты в Индии, которую невозможно окупить - 678 миллионов долларов за вычетом 296 миллионов, выплаченных в 2008 году. Что для вас было важнее – выйти на второй аукцион с экономически эффективными условиями или получить частоты любой ценой и сохранить репутацию АФК «Система»?

- Мы не были готовы выплатить сумму, установленную в рамках первого аукциона осенью прошлого года. Ко второму аукциону в марте этого года планка снизилась в четыре раза относительно первоначального уровня. Несмотря на это, мы по-прежнему считаем стоимость частот высокой и экономически неоправданной для такой страны как Индия. Но возможности для дальнейших улучшений условий у нас не было. Если бы мы не согласились участвовать в аукционах, суд бы больше не продлил лицензии, и мы потеряли бы все созданное за эти годы. В результате регулятор выдвинул приемлемые условия, которые позволяют нам работать в девяти регионах из 22. При оплате учтены платежи за лицензии, сделанные ранее, для оставшейся суммы установлена рассрочка. Кроме того лицензии стали технологически нейтральными. Возможно, не попади мы в эту ситуацию, морального ущерба и репутационных рисков удалось бы избежать, но в будущем для перехода к связи четвертого поколения LTE нам пришлось бы выплатить цену первого аукциона. Все эти вводные привели менеджмент к решению рекомендовать акционерам продолжить работу в стране, а акционеров – согласиться.

- Вы возвращаетесь в стадию роста активного роста после года простоя?

Из 22 индийских регионов мы выбрали девять либо наиболее перспективных, либо наименее убыточных. Отказавшись от 13 регионов, компания сократила выручку на 25%, а убытки – на 40%. При этом участие в аукционе позволило нам получить дополнительный частотный диапазон в выбранных нами округах. Ситуация качественно улучшилась. Поэтому я считаю, что в целом сейчас мы в лучшем положении, чем до кризиса.

- Вы говорите о перспективе технологии 4G. Стандарт CDMA-800, в которой вы сейчас работаете, уже исчерпал свои возможности?


- Когда мы начинали инвестировать в Индии, это был достаточно привлекательный стандарт. Но вскоре стало понятно, что производители оборудования не планируют вкладываться в развитие технологии после стандарта Rev B, и у акционеров и менеджмента SSTL (Sistema Shyam Teleservices Ltd, индийская сотовая "дочка" АФК "Система" - ред.) возник вопрос, что дальше? Появление технологической нейтральности, продление срока действия лицензий на пять лет (новая лицензия действительна 20 лет) и увеличение количества несущих - исключительно положительны для нашего бизнеса. Главное, что переход на LTE не потребует от нас больших затрат, так как оборудование, которое мы закупали для CDMA-сети может быть использовано для строительства LTE через два-три года.

- До отзыва лицензий вы оценивали годовые инвестиции в 200 миллионов долларов, какие ожидания на 2013 год?

- Мы ожидаем не более 20 миллионов долларов в год. В 2012 году в ситуации неопределенности в инвестиционной программе не было необходимости. Сейчас, отказавшись от региональной экспансии, мы можем удовлетворить требования абонентов на многие годы вперед без существенных затрат.

- В какие сроки вы ожидаете окупаемости стоимости лицензий и инвестиций?

- Мы понимаем, что спрос на услуги передачи данных сейчас находится в зачаточном состоянии, но в перспективе будет расти, в том числе за счет использования смартфонов и модемов. Бизнес-план по развитию LTE появится, когда мы увидим готовность к взрывному росту дата-трафика. Уже сейчас проникновение сотовой связи в Индии приближается к 80%, то есть в стране 900 миллионов сотовых абонентов при 1,2 миллиарда населения. Поставки смартфонов сейчас занимают всего 6% от мобильных телефонов, пользователей модемов меньше 10 миллионов. Мы в самом начале пути. При этом проникновение фиксированной связи минимальное, особенно за пределами крупных городов.

- Какой ценовой порог у индийского абонента, чтобы войти в сегмент пользователей передачи данных?

- Самый дешевый смартфон обойдется примерно в 80 долларов. Успех сотовых операторов в Индии будет зависеть от сбалансированной линейки, в которой обязательно должны присутствовать Samsung, один-два сильных местных бренда и собственные брендированные аппараты.

- Какого роста ARPU вы ждете за счет передачи данных?

- Думаю, в ближайший год доход с абонента вырастет минимально – до 5-7%, главным образом, мы рассчитываем на рост количества пользователей голосовых услуг и передачи данных. Традиционно низкое ARPU обусловлено количеством операторов на индийском рынке и феноменом использования абонентами нескольких SIM-карт. Средний абонент тратит на сотовую связь достаточно много – от 8 до 12 долларов в месяц, но его кошелек распределен между многими операторами. Соответственно, если количество операторов будет снижаться, оставшиеся увеличат свои доходы, но большой перспективы для роста ARPU я не вижу, в том числе в сегменте передачи данных. Этот показатель так и останется на уровне около 4-6 долларов.

- Чем, на ваш взгляд, оператор может привлечь индийского абонента?

- Индийского абонента, как и любого другого, важно убедить, что он приобретает качественную услугу за относительно недорогую цену. Он должен чувствовать, что где-то обманул, обыграл оператора, тогда у него появляется чувство внутреннего комфорта, удовлетворения. Индийские абоненты массового рынка особенно сфокусированы на получении выгоды, и все маркетинговые предложения операторов призваны эту выгоду продемонстрировать, а не уникальность или качество продукта как во многих других странах. MTS India концентрирует усилия на продвижение услуги передачи данных с помощью модемов и смартфонов. Голосовые услуги для нас важны с точки зрения выручки и выхода на положительную OIBDA, но мы понимаем, что абонентов с ARPU 1 - 1,5 доллара будет сложно в будущем перевести на LTE-услуги. Голосовые абоненты важны в краткосрочной перспективе, в будущем либо с ростом доходов они перейдут в новый сегмент, либо внимание к ним будет ослаблено. Сейчас нам необходимо сконцентрироваться на сегментах и активах, которые в будущем будут востребованы в LTE.

- После аукционов вы ожидаете консолидации индийского рынка, альянсов между операторами?

- Сейчас каждый участник индийского рынка связи говорит о важности консолидации, так как рынок не в состоянии поддерживать девять операторов. Однако конкретные действия сейчас замедляются исключительно неэффективным законодательством, которое препятствует этим слияниям. Среди сдерживающих факторов можно назвать отсутствие интереса к инвестициям в Индию у зарубежных операторов, а также очень высокую долговую нагрузку операторов. Консолидация игроков обязательно начнется в ближайшие два-три года, однако пока не ясно, как именно будет происходить этот процесс. Катализатором могут стать банки, так как перед отраслью, обремененной исключительно большой долговой нагрузкой, возникают реальные риски неплатежеспособности, особенно среди небольших игроков. Крупные американские и европейские инвесторы заняли выжидательную позицию в отношении индийского рынка. Я надеюсь, что ситуация изменится, потому что рынок требует консолидации, и если это не случится цивилизованным путем, то мелким игрокам грозит банкротство.
 
- Выбранная вами стратегия работы в отельных регионах не помешает вам в будущем участвовать в консолидации рынка?

- Я думаю, нет. Мы выбрали наиболее перспективные с точки зрения передачи данных регионы. Кроме того, приняв участие в аукционах, мы фактически заблокировали появление нового игрока в штатах нашего присутствия, потому что частот для создания нового оператора физически нет. Мы уверены, что концентрация усилий в выбранных регионах позволит быстрее достичь нормальных финансовых параметров и сделать бизнес более привлекательным.

- «Система» будет постепенно сокращать инвестиции в индийскую «дочку»?

- Стратегия развития SSTL подразумевает, что убытки каждый год будут сокращаться, соответственно потребности во вложениях у «Системы» будут все меньше, особенно до перехода на LTE. Потребности в капитальных затратах почти нет, так как в сокращенных регионах высвобождается огромное количество оборудования, которое может быть использовано для умощнения сети. Остаются небольшие затраты на подключение новых абонентов и маркетинг, которые окупятся в ближайшие два года и дадут на возможность выйти на положительную OIBDA.

- За пять лет, что вы в Индии, история с частотами стала для вас самым сложным моментом или это каждый день испытание?

- Ситуация вокруг отзыва частот прежде всего была эмоционально тяжелой. Индийцы очень эмоциональны и быстро меняют свое отношение из-за внешних факторов – они смотрят, как ведет себя руководство, что пишут в газетах. И в состоянии полной неопределенности, когда операторы один за другим прекращают работу, сокращают штат, идут уголовные преследования, руководители компаний оказываются в тюрьму, нам было необходимо поддерживать в партнерах и сотрудниках уверенность и демонстрировать собранность и стабильность. И надо сказать, нам это удалось - за прошедший год мы сохранили бизнес и наняли больше людей, чем потеряли.

- С 1 июня вы покидаете пост президента SSTL и переходите на работу в АФК «Система». Компанию возглавит Дмитрий Шуков, до этого работавший в МТС. Почему было принято такое решение?

- Я проработал в SSTL почти пять лет и, без ложной скромности, могу сказать, что за это время компания из оператора, работавшего в одном штате, превратилась в заметного игрока на индийском телекоммуникационном рынке. Теперь, когда закончена история с лицензиями, и внимание компании переключается на рост продаж, выход на положительную операционную прибыль, настало подходящее время, чтобы передать дела новому руководителю, а самому сосредоточиться на решении новых задач. В любом случае, я остаюсь в составе совета директоров SSTL и буду продолжать участвовать в жизни компании.

Беседовала Елена Кудряшова.

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Подробнее
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала