Продукты прайм
  • ПРАЙМ-Бизнес
    Главная новостная лента агентства ПРАЙМ. Все значимые экономические новости в режиме реального времени.
  • Отраслевые ленты
    Специализированные ленты новостей по золотодобывающей отрасли, металлургии, транспорту и сельскому хозяйству.
  • Бюллетени
    Периодические издания о страховом рынке, металлах, платежных картах и не только.
  • Издания Банка России
    Агентство ПРАЙМ является издателем и распространителем «Вестника Банка России» и «Статистического бюллетеня Банка России».
  • Ленты DowJones
    Круглосуточные переводные ленты новостей по международному валютному, фондовому и товарно-сырьевому рынкам.
  • PRIME IN ENGLISH
    Новостные ленты, периодические издания и бюллетени для англоязычных пользователей.
  • Подписка
    Подписка на информационные продукты и услуги агентства ПРАЙМ.
  • ПРАЙМ Золото
    Информационно-аналитический интернет-ресурс для профессионалов золотодобывающей отрасли.
  • Размещение рекламы
    Широкие возможности по размещению рекламы на ресурсах агентства ПРАЙМ.
  • Доступ к PR Newswire
    Публикация пресс-релизов через крупнейшую международную сеть PR Newswire.
  • Интернет-магазин
    В интернет-магазине ПРАЙМ можно подписаться на новостные потоки и получить доступ к котировальной информации.
  • Справки Creditreform
    Проверка надежности зарубежных бизнес-партнеров.

Как устроена финансовая копилка России - ФНБ и Резервный фонд


Экономика / Макроэкономика
  • Как устроена финансовая копилка России - ФНБ и Резервный фонд
    © fotolia.com, Sebastian Kaulitzki

Почему в России решили копить деньги, как формируются Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ), сколько там сейчас денег, кто может на них претендовать и кому они уже обещаны - в обзоре корреспондента "Прайм" Людмилы Кузьмич.

КАК В РОССИИ ПОЯВИЛАСЬ СТРАХОВОЧНАЯ "КУБЫШКА"

Формировать резервы на случай мировых экономических потрясений российские власти начали более десяти лет назад. В 2001 году Минфин провел налоговую реформу: экспортные пошлины на нефть и газ и налог на добычу нефти стали привязываться к ценам на энергоресурсы на мировом рынке.

То есть, при растущей цене - увеличивались ставки, и наоборот. Это было сделано вовремя, потому что с начала 2000-х годов цены на эти главные товары российского экспорта начали стремительно расти, и российский бюджет стал наполняться нефтегазовыми доходами.

Однако в правительстве уже тогда понимали, что нефть и газ не могут дрожать бесконечно, а резкое снижение цен на них приведет к катастрофе - других доходов у бюджета слишком мало.

В результате в 2004 году был создан страховочный механизм - Стабилизационный фонд РФ, который пополнялся при высокой цене на нефть, и мог расходоваться при ее снижении ниже определенного уровня.

К 2008 году объем Стабилизационного фонда достиг 3,9 триллиона рублей. И чем больше он рос, тем сложнее было Минфину отбиваться от многочисленных критиков, в том числе внутри правительства, которые обвиняли финансовые власти в грабеже собственной экономики - ведь инвестировать средства фонда можно было только в надежные зарубежные активы.

Чтобы не пойти на поводу собственных "хотелок" и не потратить накопленное раньше времени, правительство решило разделить Стабилизационный фонд на две части: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ). В преддверии кризиса было сформулировано бюджетное правило: если цена на нефть превышает определённый уровень, все дополнительные доходы от нее должны направляться в Резервный фонд - пока его объем не достигнет 7% ВВП; если Резервный фонд достигнет этого предела, а цены продолжат рост - тогда половина сверхдоходов от экспорта нефти и газа пойдет в ФНБ, а еще половина - на строительство инфраструктуры внутри России.

Однако вырасти до желанных 7% ВВП Резервный фонд не успел: в конце 2008 года грянул кризис и средства фонда стали использоваться по прямому назначению - то есть на покрытие дефицита бюджета. Если на начало 2009 года объем фонда достигал почти 4,9 триллиона рублей, то к концу 2011 года сократился почти в пять раз - и составлял менее одного триллиона рублей.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД ОТ ФНБ 

Резервный фонд - это часть федерального бюджета РФ, своеобразная "подушка безопасности", куда правительство "зашивает" часть доходов от продажи нефти и газа. В случае кризиса, когда мировые цены на энергоресурсы упадут, правительство сможет вскрыть "кубышку" и выполнять свои обязательства за счет этих сбережений - а именно, финансировать здравоохранение, образование, содержать силовиков и платить зарплаты бюджетникам.

По данным на 1 ноября 2013 года его объем составил 2,8 триллиона рублей. Минфин рассчитывает, что в следующие три года он продолжит расти и составит в 2014 году 2,8 триллиона рублей, в 2015 году - 3,2 триллиона рублей, 2016 году - почти 3,3 триллиона рублей.

Однако планы эти может нарушить очередная волна мирового финансового кризиса - например, в текущем году Минфин уже зарезервировал для себя право использовать до 200 миллиардов рублей из фонда в случае, если доходы бюджета по итогам года окажутся меньше, чем ожидалось.

ФНБ - это еще один страховочный инструмент бюджета, но он создавался для конкретной цели: для выполнения обязательств государства перед пенсионерами.

Средства этого фонда могут направляться на покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ - если в бюджете не будет на это денег, либо на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан.

С момента своего создания в 2008 году ФНБ не пополнялся за счет нефтегазовых доходов, объем фонда увеличивается исключительно за счет доходности от размещения средств. По данным Минфина России на 1 ноября 2013 года совокупный объем ФНБ составил почти 2,9 триллиона рублей.

Примерно на этом же уровне он будет сохраняться и в ближайшие три года. Но подход к использованию средств фонда в ближайшие годы будет серьезно изменен.

Сейчас средства фонда могут размещаться в надежные иностранные активы. Кроме того, в 2008 году этот фонд тоже сыграл свою антикризисную роль - часть средств ФНБ было решено разместить на депозиты в ВЭБе, чтобы банк мог поддержать экономику, предоставляя кредиты бизнесу. Всего на депозитах во Внешэкономбанке на сроки до 2020 года размещено более 670 миллиардов рублей, или 25% совокупного объема ФНБ.

Позже президент РФ Владимир Путин решил не останавливаться на достигнутом, заставив работать на национальную экономику деньги будущих пенсионеров. Было принято решение вложить в инфраструктурные проекты внутри России до 40% объема фонда.

Первые 450 миллиардов рублей планировалось распределить между тремя проектами: реконструкция Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), модернизация Транссиба и БАМа, а так же строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань.

Главное условие для претендентов на средства ФНБ - окупаемость, чтобы деньги, хотя бы через несколько десятков лет, но с лихвой вернулись в фонд.

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах , могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ". Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

ПРАВИЛА ЦИТИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ