Рейтинг@Mail.ru
Сохранение статус-кво налогообложения до 2018 года: отложенная неопределенность - 29.09.2016, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сохранение статус-кво налогообложения до 2018 года: отложенная неопределенность

Читать Прайм в
Дзен Telegram

Президент Владимир Путин распорядился не менять налоговый режим до 2019 года

Получение проправительственной “Единой Россией” 76% мест в российской Думе привело к появлению в российской прессе комментариев по поводу предстоящего роста налоговой нагрузки со стороны ряда российских политиков. Тем не менее, эту дискуссию остановило пожелание президента не менять налоговый режим как для частных лиц, так и для компаний вплоть до 2019 г. Хорошая новость заключается в том, что это решение позволит Минфину, ранее ограниченному в своих действиях неопределенностью налоговой политики, сверстать проект трехлетнего бюджета; плохая же новость связана с тем, что неопределенность в отношении налоговой нагрузки будет всего лишь перенесена за рамки трехлетнего проектного периода, но не снята с повестки. 

Расходная часть уязвима к росту социальных и оборонных расходов – потенциальный риск дополнительных трат мы оцениваем в 1 трлн руб в год

Ранее правительство объявило о плане заморозить расходы федерального бюджета на уровне 15,8 трлн руб. в ближайшие три года, однако эта цифра вызывает ряд вопросов. Во-первых, в этом году правительство действительно продемонстрировало склонность к жесткой бюджетной политике, заморозив зарплаты госсектора и отказавшись от второй индексации пенсий в 2016 г.; уверенная победа партии “Единая Россия” на парламентских выборах подтверждает, что в данный момент население готово принять такой подход. Тем не менее, мы считаем, что это скорее тактическая мера, а не стратегический план, то есть любое снижение политической популярности может создавать повышательное давление на социальные обязательства государства. Во-вторых, и это главное, существует большая степень неопределенности в отношении масштаба предстоящих военных расходов. Помимо регулярных оборонных расходов на уровне 1,7 трлн руб. в 2015 г., правительство финансирует программу модернизации, стоимость которой составляет еще 1,5 трлн руб. в год. В итоге совокупные расходы на оборону составили 4,0% ВВП в 2015 г.

Мы полагаем, что на период с 2018 по 2021 гг. Минобороны попросит выделить 1,7 трлн руб. ежегодно на программу модернизации, тогда как Минфин готов предоставить 0,9 трлн руб.: всего в период с 2018 по 2025 гг. стоимость программы Минобороны оценивает в 22 трлн руб., тогда как, по оценке Минфина, она должна стоить 12 трлн руб. В итоге, мы оцениваем риск дополнительного роста расходов в 1 трлн руб. в год сверх плана правительства, особенно с учетом бокового тренда в экономике и отсутствия драйверов роста. 

Чистое увеличение заимствований на внутреннем рынке на 700 млрд руб добавит 1 п. п. к внутренней процентной ставке

Решение зафиксировать налоговую нагрузку предполагает, что при цене на нефть $50/барр. и неизменном уровне расходов бюджетный дефицит составит в среднем 1,5 трлн руб. в год в 2017-2019гг. Средства Резервного фонда, которые сейчас составляют 2 трлн руб., судя по всему, будут израсходованы к середине 2017 г. Конечно, всегда есть  надежда на то, что восстановление цен на нефть до $70/барр. (это, по нашей оценке, цена на нефть, балансирующая бюджет в 2016 году) решит проблему бюджетного дефицита. Однако в базовом сценарии правительству потребуется увеличить внутренние заимствования: предварительные планы предусматривают увеличение чистых заимствований с 0,3 трлн руб. в этом году до 1,3 трлн руб. в 2017 г. Мы считаем, что увеличение чистых внутренних заимствований на 700 млрд руб. в год увеличит внутренние ставки на 1 п. п. При этом опция наращивания внешнего заимствования не выглядит приоритетной, так как она ликвидирует преимущества, которые бюджет получает от ослабления рубля. Накопление долга, однако, противоречит прежней стратегии правительства по минимизации долговой зависимости и поддерживает наше мнение, что повышение налогов неизбежно. 

Необходимы повышение ставки подоходного налога/НДС, отказ от накопительных пенсий

Учитывая риски расходной части и неочевидную возможность наращивать долг, нас не удивляют комментарии официальных лиц о необходимости повысить НДС, подоходный налог или изменить ставку страховых взносов. Повышение НДС  было бы самой простой опцией для бюджета, однако этот вариант может ударить по инфляционным ожиданиям и противоречит концепции инфляционного таргетирования. Таким образом, наш базовый сценарий – это повышение подоходного налога (за счет введения прогрессивной шкалы налога или повышения неизменной ставки подоходного налога), однако это возможно только после выборов. Повышение НДС или подоходного налога на 1 п. п. принесет дополнительно примерно 210-220 млрд руб. в бюджет. Отказ от накопительной пенсионной системы в пользу сберегательных пенсий также, судя по всему, неизбежен и принесет в бюджет примерно 400 млрд руб. в год. 

Прояснение налоговой стратегии Минфина необходимо, чтобы предотвратить налоговую неопределенность, которая наносит ущерб экономическому росту

Главный вывод из представленной выше бюджетной политики заключается в том, что налоговая политика остается фактором большой неопределенности для экономики. Чем дольше правительство откладывает решение сбалансировать бюджет через повышение доходов, тем больше экономика остается в режиме ожидания. Риски дополнительных социальных и главным образом оборонных расходов усилят давление на доходную часть бюджета и повысят вероятность более серьезного повышения налогов. Многочисленные комментарии Минфина по поводу возможного изменения пенсионной системы, налогообложения компаний и частных лиц распространяют эту неопределенность по всем секторам. Хотя мы разделяем мнение о том, что точное решение в отношении налоговых ставок может откладываться вплоть до 2018-2019 гг., мы считаем, что правительство должно прояснить стратегические приоритеты налоговой политики уже сейчас. В противном случае неопределенность по-прежнему будет диктовать не только более жесткую в сравнении с ожиданиями монетарную политику, но и более низкие в сравнении с ожиданиями темпы экономического роста.

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Подробнее
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала