Продукты прайм
  • ПРАЙМ-Бизнес
    Главная новостная лента агентства ПРАЙМ. Все значимые экономические новости в режиме реального времени.
  • Отраслевые ленты
    Специализированные ленты новостей по золотодобывающей отрасли, металлургии, транспорту и сельскому хозяйству.
  • Бюллетени
    Периодические издания о страховом рынке, металлах, платежных картах и не только.
  • Издания Банка России
    Агентство ПРАЙМ является издателем и распространителем «Вестника Банка России» и «Статистического бюллетеня Банка России».
  • Ленты DowJones
    Круглосуточные переводные ленты новостей по международному валютному, фондовому и товарно-сырьевому рынкам.
  • PRIME IN ENGLISH
    Новостные ленты, периодические издания и бюллетени для англоязычных пользователей.
  • Подписка
    Подписка на информационные продукты и услуги агентства ПРАЙМ.
  • ПРАЙМ Золото
    Информационно-аналитический интернет-ресурс для профессионалов золотодобывающей отрасли.
  • Размещение рекламы
    Широкие возможности по размещению рекламы на ресурсах агентства ПРАЙМ.
  • Доступ к PR Newswire
    Публикация пресс-релизов через крупнейшую международную сеть PR Newswire.
  • Интернет-магазин
    В интернет-магазине ПРАЙМ можно подписаться на новостные потоки и получить доступ к котировальной информации.
  • Справки Creditreform
    Проверка надежности зарубежных бизнес-партнеров.

Потребители и ритейл в РФ не хотят частых изменений правил игры


Компании / Потребительский рынок / Розничная торговля

МОСКВА, 18 мая - ПРАЙМ. Систематическое появление в медийном пространстве предложений о том, какие еще ограничения стоит ввести для российских торговых сетей, чтобы поддержать производителей и защитить интересы покупателей, взволновало самих потребителей - два их объединения решили предупредить правительство о негативных последствиях реализации таких мер.

Свои опасения в отношении постоянных изменений правил игры на рынке высказывает и ритейл, а производители и вовсе предлагают ввести мораторий на изменения закона о торговле.

На прошлой неделе Союз потребителей РФ (СПРФ, объединяет более ста региональных, городских и районных общественных объединений) направил письмо на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, в котором выразил обеспокоенность недавними предложениями по ограничению условий работы торговых сетей.

Речь идет о предложении ограничить время работы крупных магазинов (с этой инициативой выступил сенатор Сергей Лисовский), а также об идее ограничить наценку торговых сетей к ценам на продукты (ее выдвинула одна из потребительских организаций, Национальный союз защиты прав потребителей).

"Союз потребителей Российской Федерации считает эти предложения противоречащими интересам потребителей, которые своим рублем голосуют за торговые сети, отдавая предпочтение их ценам, предсказуемости качества, удобству совершения покупок в одном месте, широкому ассортименту одноименных товаров", - говорится в письме, которое имеется в распоряжении РИА Новости.

В документе отмечается, что ограничение времени работы магазинов может повлечь за собой возникновение дополнительных расходов для значительной части покупателей, тогда как у производителей и поставщиков снизятся объемы "наиболее эффективного сбыта". Выигрыш же от такой меры получит не малый и средний бизнес (предложение объяснялось необходимостью его поддержки), а его основные поставщики - оптовики.

НАЗАД В СССР

Идея же об ограничении торговой надбавки (что, как указывает союз, не допускается в действующем законодательстве) "напоминает о практике позднего советского периода, когда государство дотировало из средств бюджета цены на мясо, что отвечало интересам более обеспеченных слоев, больше его потреблявших, в ущерб тем, чьи доходы позволяли покупать его в минимальных количествах".

Ограничение надбавок, считают в СПРФ, приведет к росту цен на товары массового спроса, а торговые сети окажутся не заинтересованными в сдерживании цен поставщиков. Союз указывает, что торговые сети "привлекают покупателей относительно низкими ценами на продукты самого массового спроса, устанавливая на них минимальные торговые надбавки, вплоть до нулевой, а недополученную прибыль от их реализации компенсируют повышенными надбавками на товары более ограниченного спроса".

Председатель СПРФ Петр Шелищ подтвердил РИА Новости отправку письма. "Я сторонник того, чтобы законы меняли пореже. Мы не готовы к постоянным изменениям. Потребителю не может быть хорошо, когда плохо производителю", - пояснил он.

Схожую позицию занимает и Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП, объединяет 42 общественные организации потребителей из России и ряда стран постсоветского пространства). В своем письме к премьер-министру организация также сетует на рост количества "публичных выступлений с призывами к введению государственного регулирования торговых надбавок (наценок) на продовольственные товары".

КонфОП подчеркивает, что такие инициативы нуждаются в предварительном анализе и обсуждении их последствий. Среди таких последствий организация называет "взрывной рост экономической интеграции торговых сетей и крупных производителей продовольствия, вытеснение с рынка независимых производителей, снижение конкуренции и следующий за этим рост цен на продовольствие для потребителей".

В связи с этим объединение просит правительство "не допустить принятия таких решений, которые нанесут вред экономическим интересам потребителей в результате очередного передела взаимоотношений между производителями и торговлей на уровне законодательства". Председатель правления КонфОП Дмитрий Янин также подтверждает отправку письма.

СПРОС РОЖДАЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Опасения союзов потребителей разделяет и ритейл. Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет крупнейшие российские торговые сети) Илья Ломакин-Румянцев отметил, что АКОРТ "с опаской относится к постоянному изменению условий функционирования потребительского рынка и различным инициативам в этом направлении".

"Потребительский рынок сегодня - это огромный организм с миллионами работников, сотнями тысяч договоров, терабайтами информации, обслуживающий жизненные потребности всех жителей страны. Изменения его функционирования должны тщательнейшим образом просчитываться, должны учитываться последствия и для развития производства, и для населения", - сказал он РИА Новости.

"Выражу надежду, что и производители, и торговля всех форматов, и представители потребителей поддержат эту позицию. Изменения будут всегда, важно, чтобы не было как в известной горькой шутке: изменения к лучшему наступали так часто, что не успевали прижиться", - указывает Ломакин-Румянцев.

В свою очередь председатель комитета Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Александр Борисов называет идеи о новых ограничениях для ритейла непродуманными. "Можно напридумывать еще десяток подобных ограничений, которые будут мешать развитию сетевого ритейла, который у нас в России по сравнению с развитыми странами в экономическом отношении катастрофически недоразвит", - подчеркивает он.

Глава комитета напоминает - если сетевые магазины работают в то или иное время, предлагая те или иные продукты, значит, у них есть свои потребители. "Легче всего найти виновного во всех грехах среди тех, кто на переднем крае сталкивается с потребителем. Хотя сам потребитель голосует рублем и ногами в пользу сетевого формата", - считает Борисов.

МОРАТОРИЙ НА ИЗМЕНЕНИЯ

Представители другой стороны, производителей, а также Исполнительный директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз" Дмитрий Востриков указывает, что любые запреты и ограничения влияют на рынок хуже, чем соблюдение принципов саморегулирования и свободного развития на основе добросовестного поведения сторон.

"Чтобы избежать различных негативных последствий как для ритейла, производителей, так и для потребителя, игрокам рынка необходимо учиться существовать в добросовестной среде, уважать и учитывать интересы друг друга", - призывает он. А председатель правления Национального союза производителей молока ("Союзмолоко") Андрей Даниленко указывает, что любое изменение регулирования является затратным.

Он приводит пример принятых в прошлом году поправок в закон о торговле. "Поправки привели к большому количеству переоформлений условий контрактов. В конечном счете это вылилось в дополнительные затраты, и пока мы не видим, чтобы кто-то получил от этого какую-нибудь выгоду", - считает собеседник агентства.

При этом Даниленко предлагает и вовсе на время оставить попытки внесения изменений в закон о регулировании торговой деятельности. "С моей точки зрения, нужен мораторий на какие-либо поправки в закон о торговле, чтобы дать предпринимателям спокойно работать. Нет ничего хуже постоянных изменений правил игры. Это дополнительное бумаготворчество, бюрократия, издержки на юристов", - говорит он.

"Я бы с этим согласился", - отвечает председатель СПРФ Шелищ. С идеей оставить на некоторое время попытки изменения законодательства о торговле согласен и Востриков из "Руспродсоюза". "Мы считаем это решение целесообразным", - сказал исполнительный директор. Он напомнил, что в России с 2012 года действует Кодекс добросовестных практик (КДП).

Этот инструмент саморегулирования, который формирует правила поведения поставщиков и сетей и призван решить все конфликтные вопросы в досудебном порядке. "На наш взгляд, логичнее добиться добровольного исполнения норм КДП всеми игроками рынка, чем регулярно вводить новые законодательные нормы регулирования и держать рынок в постоянном напряжении", - заключает Востриков.

ПРАВИЛА ЦИТИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ