Мобильная версия 1prime.ru работает в режиме beta
Продукты прайм
  • ПРАЙМ-Бизнес
    Главная новостная лента агентства ПРАЙМ. Все значимые экономические новости в режиме реального времени.
  • Отраслевые ленты
    Специализированные ленты новостей по золотодобывающей отрасли, металлургии, транспорту и сельскому хозяйству.
  • Бюллетени
    Периодические издания о страховом рынке, металлах, платежных картах и не только.
  • Издания Банка России
    Агентство ПРАЙМ является издателем и распространителем «Вестника Банка России» и «Статистического бюллетеня Банка России».
  • Ленты DowJones
    Круглосуточные переводные ленты новостей по международному валютному, фондовому и товарно-сырьевому рынкам.
  • PRIME IN ENGLISH
    Новостные ленты, периодические издания и бюллетени для англоязычных пользователей.
  • Подписка
    Подписка на информационные продукты и услуги агентства ПРАЙМ.
  • ПРАЙМ Золото
    Информационно-аналитический интернет-ресурс для профессионалов золотодобывающей отрасли.
  • Размещение рекламы
    Широкие возможности по размещению рекламы на ресурсах агентства ПРАЙМ.
  • Доступ к PR Newswire
    Публикация пресс-релизов через крупнейшую международную сеть PR Newswire.
  • Интернет-магазин
    В интернет-магазине ПРАЙМ можно подписаться на новостные потоки и получить доступ к котировальной информации.
  • Справки Creditreform
    Проверка надежности зарубежных бизнес-партнеров.

СПРАВКА: Международный день авиадиспетчера


Мировая экономика

МОСКВА, 20 окт /ПРАЙМ/. Международный день авиадиспетчера отмечается в четверг.

Ниже приводится справочная информация.

20 октября 1961 года в Амстердаме (Нидерланды) была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров (International Federation of Air Traffic Controllers' Associations, IFATCA). Это событие явилось значимой вехой в истории развития воздушного транспорта и основанием для возникновения профессионального праздника, приуроченного к этой дате, – Международного дня авиадиспетчера (International Day of the Air Traffic Controller).

Безопасность пассажиров в небе зависит не только от пилотов, надежности самолета, технического персонала авиакомпании, но и от авиадиспетчеров. На представителей этой профессии возложена огромная ответственность. В истории авиации происходило немало авиакатастроф, причинами которых были неправильные действия авиадиспетчеров. От этих людей требуется не только совершенное владение профессиональными навыками, но и особая психологическая подготовка.

Авиадиспетчеры или диспетчеры управления воздушным движением (УВД) – специалисты, контролирующие и обеспечивающие безопасное и упорядоченное движение самолетов на земле и в воздухе для того, чтобы предотвращать их столкновение, а в особых ситуациях – оказывать экипажу воздушного судна необходимую помощь. Контроль над движением самолета осуществляется с момента запуска двигателя, перед взлетом на аэродроме вылета, до заруливания на стоянку после посадки на аэродроме назначения.

Диспетчер УВД осуществляет "проводку" самолета по заданному маршруту на аэродроме и далее по своей зоне ответственности в части воздушного пространства, называемой сектором, а потом передает управление ими диспетчерам других зон.

В крупных аэропортах функции, связанные с управлением взлетом, посадкой, маневрированием самолетов на земле разделены между разными диспетчерами.

Для успешного выполнения своей работы авиадиспетчер использует знания авиационных правил, летно-технических характеристик воздушных судов, воздушной навигации, авиационной метеорологии, английского языка.

Организацию воздушного движения (ОрВД) в воздушном пространстве Российской Федерации осуществляет ФГУП "Госкорпорация по ОрВД". На предприятии введена система управления безопасностью полетов при ОрВД, что обеспечивает системный контроль показателей безопасности, выявление и устранение опасных факторов до того, как они приведут к авиационным происшествиям и инцидентам.

Обслуживание воздушного движения осуществляется оперативными органами, включающими в себя главный центр Единой системы организации воздушного движения, семь зональных, 26 районных (из них 14 с правом планирования, координирования и выдачи разрешений на использование воздушного пространства) и три вспомогательных районных центра. Единая система организации воздушного движения РФ взаимодействует с 21 сопредельным государством, является частью мировой аэронавигационной системы и входит в региональную Европейскую систему.

Организация воздушного пространства позволяет осуществлять обслуживание воздушного движения на 891 воздушной трассе, проходящих над территорией РФ и открытыми водами, где ответственность за организацию ОВД возложена на Россию общей протяженностью свыше 697 тысяч километров.

Получить профессию авиационного диспетчера в России можно в специализированных высших и средних учебных заведениях – Санкт Петербургском государственном университете гражданской авиации и Авиационно-транспортном колледже при этом университете; Московском государственном техническом университете гражданской авиации и Рыльском авиационном техническом колледже – филиале этого университета; Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации и Омском летно-техническом колледже гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского – филиале этого училища.

Ведущим учебным центром дополнительного профессионального образования единой системы организации воздушного движения РФ является некоммерческое образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт аэронавигации", учрежденное ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в 2004 году.

В целях поддержания надлежащего уровня знаний для обеспечения безопасности полетов при обслуживании воздушного движения диспетчер УВД должен периодически подтверждать свою квалификацию: ежегодно (диспетчер УВД 3-го класса), один раз в два года (диспетчер УВД 2-го класса), один раз в три года (диспетчер УВД 1-го класса).

Старшие диспетчеры, диспетчеры инструкторы, диспетчеры УВД должны один раз в три года проходить курсы повышения квалификации по специальности.

Обязательным требованием, предъявляемым в РФ к авиадиспетчеру в настоящее время, является знание английского языка в пределах, установленных международными нормами.

Диспетчеры УВД, допущенные к работе с применением английского языка, должны проходить языковую аттестацию по английскому языку один раз в три-шесть лет (в зависимости от уровня по шкале оценки языковых знаний).

Авиадиспетчер регулярно проходит врачебно-летную экспертную комиссию по аналогии с пилотами гражданской авиации, по результатам которой выдается заключение о профессиональной пригодности.

По психоэмоциональной нагрузке профессия авиадиспетчера является одной из наиболее опасных и ответственных, связанных с техникой и человеческими жизнями.

Диспетчер УВД - это авиационный специалист высокой квалификации, обладающий разносторонней эрудицией и необходимыми для этой профессии психофизиологическими качествами, имеющий физическое здоровье, соответствующее установленным медицинским требованиям для летного и диспетчерского состава гражданской авиации.

ПРАВИЛА ЦИТИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ