Речь идет о краудсорсинге - методике создания условий для совместной работы неограниченного числа людей для решения сложных задач. Впервые термин, описывающий использование ресурсов толпы, появился на страницах журнала Wired в июне 2006 года. Если аутсорсинг предполагает привлечение трудовых ресурсов извне за определенную плату, то краудсорсинг позволяет использовать колоссальный потенциал добровольных участников. Цель краудсорсинга - поиск талантов и идей, красивых решений и неожиданных мнений.
"Это технологии будущего, которые перевернут 21 век. Я уверен, краудсорсинг будет переворотом во всех технологиях управления", - сказал во вторник глава Сбербанка Герман Греф. - Краудсорсинг это не только поиск идей, но и поиск людей".
Энтузиазм добровольцев подпитывается азартом – краудсорсинг предполагает конкурс на лучшее решение поставленной задачи. Кроме того, по мнению экспертов, интерес участников подогревается желанием увидеть реальное воплощение собственной бизнес-идеи в жизнь.
"В крупных компаниях и государствах, которые захотят двигаться дальше и делать это динамично -- краудсорсинг - это ключевой инструмент для того, чтобы нащупывать правильные решения очень сложных проблем", -- уточнил Греф, добавив, что в 2011 году банк планирует заработать на этом методе до 7 млрд рублей.
Слова Грефа подтверждает мировой опыт. К примеру, компания Procter & Gamble решает "нерешаемые" проблемы с помощью соответствующего сайта, где в ее распоряжении оказывается сотни тысяч "голов". Онлайн-конкурс на лучший дизайн продукта с одновременной оценкой конкурсных работ другими пользователями, например, позволяет удешевить бизнес-процесс и заведомо угодить потребителю.
Краудсорсинг подразумевает не только решение текущих бизнес-задач, но и сбор мнений для анализа ситуации и ее прогнозирования. К примеру, в канун своего 170-летия Сбербанк предложил всем поразмышлять на тему будущего не только самого банка, но и всей России. "Мы с вами будем первыми в России, кто применит краудсорсинг для решения задач такого уровня сложности, - обращается к пользователям сети Интернет председатель правления Сбербанка Герман Греф на страницах специально созданного ресурса sberbank21.ru. - Мы будем первыми в мире, кто попытается не только вовлечь в процесс краудсорсинга тысячи человек, но и создать "коллективный интеллект "национального масштаба.
Сбербанк предлагает всем желающим участвовать в генерировании инновационных идей для создания из них коллективных информационных продуктов - докладов "Сбербанк-21- Будущее" и "Россия-21-Прогресс". Подготовленные доклады будут представлены на конференции, которая состоится в День рождения Сбербанка - 12 ноября в Гостином дворе. Дискуссии на тему основных направлений развития Сбербанка, а также дальнейшей судьбы страны, уже идут в сообществе "Сбербанк-170" на сайте professionali.ru.
Например, принимаются предложения на тему, какие продукты и услуги Сбербанка нужны населению, как Сбербанк должен поддерживать малый бизнес, а также как главному банку страны заработать миллиард.
В разделе "Россия-21" обсуждаются такие вопросы как эффективное преодоление Россией кризиса, сохранение здоровья людей, и открытие дороги талантам.
Работа над будущими докладами кипит на специальных социальных платформах Wikivote и Witology. На Wikivote участники коллективно работают над текстами: пишут, предлагают свои варианты и голосуют за них. Уже есть результаты - общественная экспертиза Федеральных Законов о рыболовстве и об образовании. Платформа Witology реализует технологию коллективной экспертной работы по генерации и селекция идей с отбором лучших участников.
В качестве призов для лучших участников проекта заявлены завтрак с Грефом, планшетный компьютер, памятные сувениры Сбербанка, и др. Хотя создать идею, как Сбербанку заработать миллиард, приятно и без лишнего поощрения.